Отдел продаж автобусов в Москве
(495) 598-5899

выбрать другой регион

Автомобиль – не роскошь, а средство заработка. Л. Малютин, "Основные средства"

Печать

Аэропорт соединен с городом поездом-экспрессом на магнитной подушке: 30 км за 8 минут, максимальная скорость 431 км/ч! Где еще есть такое? На месте трущоб возведены кварталы небоскребов. Циклопические дорожные развязки вызывают чувство нездоровой зависти. За пределами Шанхая смены пейзажа не произошло - нескончаемый город тянется по обе стороны трассы, и непонятно, где кончается один и начинается другой. Сама трасса тоже непонятно чья - то ли федеральная, то ли местная, но по четыре полосы в каждом направлении. Великолепное покрытие, разметка, разделительная полоса с ограждением, развязки, автозаправки с кафе, магазинами и просторной стоянкой. В Китае большинство дорог платные. Грузопоток непрерывный, и движение пусть не быстрое, но вполне свободное. Пробки встречаются в сужениях, где идет реконструкция дороги или возводят новые развязки. Строительная техника не только китайская, есть и Caterpillar, и Hitachi, и Daewoo.

Зато автотранспорт на 99,99% - продукт национального автопрома, лишь раз встретился автопоезд Volvo. Неспешное движение по трассе объясняется как ограничением в 110 км/ч, так и слабосильными двигателями (чем мощней двигатель - тем выше налог), и склонностью водителей к перегрузу. Впечатление такое, что водители не имеют представления о габаритах как по длине, так и по высоте. Нагрузит он свой FAW (потомок ЗИЛ-130) сверх всякой меры, и тащится этот “вагон” по трассе из последних сил. Развалюхи встречаются редко, поскольку массовое производство в КНР начали всего с десяток лет назад, а при интенсивной эксплуатации китайский автомобиль до состояния развалюхи не доживает. Автомобили - молодого и среднего возраста, но в потоке львиная доля старых и очень старых моделей. Китайский автопром по-восточному органично совмещает молодое и старое. Молодые, современные производства немыслимыми тиражами штампуют морально устаревшую продукцию, и национальный рынок тут же поглощает ее без остатка. Воистину спрос рождает предложение. А предложение составляет 350 тыс. грузовиков грузоподъемностью свыше 8 т, выпущенных в прошлом году, 400 тыс. в этом году плюс свыше миллиона грузовичков грузоподъемностью до 8 т. Шесть или семь крупнейших заводов владеют 80% национального рынка.

Заодно развею миф об ограничении импорта. Пошлина на ввоз грузовика - 15%, это меньше, чем в России. В прошлом году ввезли 10 тыс. грузовиков, а в этом ожидают прирост импорта 1,5%. Нет слов, возили бы больше, да рынок не осилит. Дорого и незачем. Китаец относится к автомобилю как к средству передвижения и заработка. Другой миф - в Китае не действуют экологические нормативы. Так вот, до конца года в силе нормы Euro 2, а с 1 января 2008 г., как и у нас, вводят Euro 3. Эти цифры могут отличаться от полученных из официальных и неофициальных источников, но заострять на этом внимание нет смысла. Достоверность любых китайских источников представляется мне априори сомнительной. Однако вернемся к цели нашего путешествия – посещения заводов Higer и САМС.

Автобусный завод Higer расположился на территории технопарка г.Сучжоу (5…6 млн. жителей), примыкающего к Шанхаю. Раньше территория технопарка представляла собой громадное болото, о чем можно судить по еще не освоенным, не засыпанным камнем участкам. Территория разбита на квадраты и застроена заводами преимущественно производителей электроники и высотными жилыми кварталами, где живут работники заводов. Технопарк создается по государственной программе, запущенной несколько лет назад и направленной на рост неблагополучной экономики Восточного Китая. Государственная программа жилищного кредитования позволяет рабочим приобретать здесь жилье площадью 100…200 м².

Завод Higer построен в 1998-м и до 2003 г. назывался KingLong, так как входит в тройку заводов этой компании, удерживающей пятую часть национального рынка. В 2003 г., решив, что для внешнего рынка требуется более благозвучное название, придумали новое – Higer (имеет какой-то смысл на местном сленге). Проектная мощность завода, который продолжает строиться, составляет 18 тыс. автобусов. Общая площадь – 50 тыс. м², работают 2 тыс. человек в одну 8-ми часовую смену (цех окраски – в две смены). В 2006 г. собрали 13345 автобусов, из них 1550 экспортировали в Россию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию, Юго-Восточную Азию, Южную Америку и на Ближний Восток. Пробную партию отправили в Италию, но о результатах пробы китайская сторона скромно умалчивает. Наиболее перспективным для себя китайцы считают российский рынок и планируют в этом году поставить 1600 автобусов, что составляет половину всего экспорта. В это число входят 400 городских автобусов, купленных Казанью.

Завод производит сварку кузова, монтаж его на шасси, окраску и окончательную сборку. Именно в такой последовательности. Неокрашенный кузов устанавливают на шасси и приваривают к нему. Что и говорить, дешево и сердито. Затем кузов вручную грунтуют, окрашивают в камере и сушат при 80…85 ºС. Насколько хорошо при такой технологии будут прокрашены колесные арки и полость моторного отсека, судите сами. Готовые шасси поступают с другого завода KingLong. Применяют мосты, коробки передач и двигатели разных китайских заводов, а для автобусов, отправляемых в Россию, - мосты совместного предприятия DongFeng-Dana, оригинальные и китайские двигатели Cummins. Производственный цикл занимает 15 дней.

Как утверждают представители завода, конструкторские разработки Higer ведет самостоятельно. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что модельный ряд обновляют и расширяют на удивление быстро, что вообще характерно для китайского автопрома. Сегодня крупными сериями выпускают три линейки - туристские автобусы, городские и малые. В октябре модельный ряд пополнит сочлененный городской автобус. У Higer налажены партнерские отношения со Scania. На шасси Scania завод изготовил 20 роскошных автобусов, их продали на внутреннем рынке.

В современных, просторных, с ровными, чистыми полами цехах практически все производственные операции выполняют вручную. Рабочих очень много, что не характерно ни для наших, ни для европейских заводов. Как муравьи, они облепляют автобус и действуют очень быстро. Такой темп полностью отнимает силы, и в обеденный перерыв рабочие укладываются часок вздремнуть здесь же, на полу. Чтобы как-то смягчить погодные условия (38 °С при 100%-ной влажности), все ворота открыты настежь, у каждого рабочего места стоит вентилятор, а знающих хотя бы тысячу иероглифов вдохновляют транспаранты, призывающие к ударному труду.

Теперь подробнее об автобусах для России. Группа компаний “РусБизнесАвто”, которая занимается продвижением автобусов Higer и грузовиков САМС и которая, собственно, организовала эту поездку, потребовала от Higer внести в их конструкцию изменения, с тем чтобы автобусы отвечали российским техническим требованиям и требованиям безопасности: а это зимний пакет, включающий замену лакокрасочных материалов, электропроводки, РТИ, охлаждающей жидкости, установка предпускового подогревателя, автономного отопителя и системы отопления, стеклопакетов, парафиновое покрытие полостей, подъем оборудования, чтобы на него не попадала вода. Всего изменений - 64 позиции, из них 27 требовали серьезной переделки стандартной конструкции - устройство второго дверного проема, переделка поручней, ограждение места водителя и др.

Второй пункт нашего путешествия - завод САМС (читается “КАМК”), расположенный в 200 км от Шанхая в г. Мааншань. По китайским меркам городок маленький, всего 1260 тыс. жителей, не считая пригородов. Мааншань стоит на берегу р. Янцзы и имеет прямой выход в море. Здесь два небольших предприятия - металлургический комбинат мощностью 1115 тыс. т проката для нужд автопрома и завод САМС (“Китайская Автомобильная Мааншаньская Компания”).

Завод САМС вырос в 1980-е годы на месте маленького механического завода. Его профиль - надстройки на автомобильные шасси: бетоносмесители, бетононасосы, цементовозы, самосвальные кузова, мусоровозы. Завод изготавливал и монтировал надстройки на шасси клиента, но одновременно с ростом потребности в спецтехнике рос дефицит шасси. Проблему эту решили, организовав собственное автомобильное производство, и здесь нам есть чему поучиться у китайцев. Понимая, что без внешних технологий такое дело быстро не поднять, в 2002 г. САМС заключил лицензионное соглашение с Mitsubishi FUSO. В 2004 г. начали отверточную сборку из SDK машинокомплектов, а после монтажа линии штамповки перешли на полный цикл. Разработали свою кабину, чем-то все же напоминающую Mitsubishi, а в этом году провели ее рестайлинг по мотивам Scania, но интерьер кабины остался прежним. Срок действия лицензии Mitsubishi закончится в 2013 г., и к этому времени САМС будет располагать полностью собственным модельным рядом и технологиям. К этому моменту готовятся. Совместно с итальянцами и французами разрабатывается новое поколение грузовиков. У них принципиально новая кабина, под европейские требования, набор силовых агрегатов и трансмиссий серьезно отличается от сегодняшних. Через полтора года САМС приступит к выпуску модельного ряда Euro 4 и лелеет мечту через три года выйти с ним на европейский рынок.

Сейчас модельный ряд очень широкий, и такое впечатление, что он растет с каждым днем. Сюда входят двух, трех, четырех, пятиосные шасси и двух- и трехосные седельные тягачи с разными вариантами колесной базы, формулы и подвесок. Интересен популярный в Китае вариант трехосного шасси со средней осью, смещенной к кабине, и односкатной ошиновкой. На шасси здесь же на заводе устанавливают самосвальные кузова, миксеры, бетононасосы, цистерны, мусоровозы. Словно приурочив к нашему приезду, завод подготовил шасси с газовым двигателем и полноприводное шасси 6х6 для Минобороны Китая, причем с двигателем Caterpillar мексиканского производства. Не забывают и о чужих шасси. Ежегодно через цехи проходит до 3 тыс. шасси для монтажа надстроек.

На заводе общей площадью более 100 тыс. м² работают 2 тыс. сотрудников, из них 300 инженеров и конструкторов. Проектная мощность завода - 30 тыс. автомобилей. В этом году выпустят порядка 15 тысяч и в скором времени выйдут на полную мощность. Под Пекином идет строительство второго завода мощностью 20 тыс. автомобилей в год, а точнее - цехи уже построены, но закупают и монтируют оборудование.

Головное предприятие в Мааншане оснащено современным производительным оборудованием - прессами Kawasaki, японскими металлообрабатывающими станками, французской окрасочной камерой, линией катафореза. САМС также сам изготавливает мосты и оси по технологии Isuzu. Сборочный конвейер движется очень быстро, быстрей, чем на европейских автозаводах. Система, откровенно говоря, потогонная. О каком контроле качества можно говорить при таком темпе?

В отдельных корпусах собирают бетоносмесители, бетононасосы и другие надстройки. Стрелы, опоры, платформы бетононасосов, барабаны бетоносмесителей изготавливают из стали Weldox 900. Бетоноводы, насосы и остальные комплектующие такие же, как на установках именитых фирм. По утверждению генерального директора, завод сам разрабатывает бетононасосы. Во время нашей экскурсии на испытательном стенде стоял 42-метровый бетононасос на трехосном шасси. Самая мощная модель - 55-метровая установка на пятиосном шасси.

САМС, как и Higer, ревниво относится к российскому рынку и видит в нем плацдарм для экспансии. За время сотрудничества с “РусБизнесАвто” с апреля по август этого года в Россию отправили 500 самосвалов, еще 50 готовы к отправке, всего нам планируют сбыть тысячу грузовиков, а в следующем году - две или даже три тысячи. Руководство завода строит планы выхода на показатель три тысячи и хочет создать сборочное производство в России.

До Москвы автомобили идут своим ходом - 9 тыс. км, и все преодолели это расстояние. Такая “предпродажная” подготовка выявляет огрехи сборки, а покупатель получает уже обкатанную и доведенную до ума машину. И все же стоит сразу обратить внимание на электропроводку - общее слабое место китайских автомобилей.

“РусБизнесАвто” также потребовало адаптации для российских условий - переработки тормозной системы, освещения, замены резины, переноса ящика АКБ и топливного бака, установки обогрева кузова. Самосвальный кузов сварен из стали Шанхайского металлургического комбината. Толщина днища - 8 мм, боковин - 5...6 мм. Самосвалы сертифицированы, заканчивается сертификация тягача и шасси 6x4 и 6x2. В следующем году пройдет сертификацию шасси 8x4.

Какой же вывод можно сделать из всего увиденного? Итог не очень радостный. Если отечественный автопром не будет шевелиться, то китайский при его темпах разработки и освоения новых моделей и новых технологий, при его гибкости и быстрой реакции (“мы сделаем все, что вы хотите, под какую угодно спецификацию, а захотите качества, мы и это сможем”) оставит наши автобусные и автомобильные заводы не у дел. Не удивлюсь, если через три года китайцы начнут напрямую конкурировать с европейским автопромом на их же поле.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что информация на данном сайте носит исключительно уведомительный и информационный характер и не является публичной офертой (определяемой в соответствии с статьей 435 и статьей 437 Гражданского кодекса РФ. Более подробную информацию о стоимости автомобилей Вы можете получить у наших менеджеров.

Карта сайта